Ямальские заботы

Авиационная компания "Ямал" основана в 2009 году. Вот уже почти 20 лет она оказывает вертолетные услуги и занимается пассажирскими перевозками на территории Ямало-ненецкого автономного округа (ЯНАО). Работа в сложных условиях арктического климата формирует свой, особенный подход к эксплуатации вертолетной техники, в чем "Ямал" преуспел. В то же время существует ряд трудностей, с которыми северной компании приходится сталкиваться.

Oдна из тенденций последних лет — ужесточение требований крупных заказчиков к возрасту вертолетной техники. Их политика такова, что календарный срок службы используемых ВС не должен превышать 25 лет. Под этот запрет подпадают одни из самых распространенных в России вертолетов — Ми-8, средний возраст которых составляет 29–30 лет.  Первыми о таком условии заявили в Роснефти. Далее идею подхватили и остальные крупные нефтегазовые компании.

Срок годности 

Чтобы удовлетворять запросы клиентов, авиакомпании стали постепенно отказываться от вертолетов Ми-8 в пользу более молодых Ми-8АМТ/МТВ. Впрочем, многие эксплуатанты уверены, что у авиатехники нет возраста. Есть только назначенные ресурсы, которые можно продлевать. Такой точки зрения придерживается и генеральный директор частной авиационной компании "Ямал" Валерий Озерной. Вопрос, который он ставит, звучит так: почему не старше именно 25 лет? Ведь, по его словам, вертолетной техники возрастом менее 25 лет сегодня в России всего 10–15%.

Официально ресурс Ми-8, обеспечивающий его безопасную эксплуатацию, — 35 лет. Это результат опыта эксплуатации и совместной работы конструкторов, инженеров и испытателей КБ им. Миля, ГосНИИ ГА и НИИ Аэронавигации. Индивидуально ресурс вертолета можно продлить до 40 лет, а при углубленной проверке — до 45 лет и более. В парке "Ямала" 41 Ми-8Т, четыре Ми-8П, один Ми-8ПС, семь Ми-8МТВ и два AS350. Средний возраст Ми-8 перевозчика составляет 28 лет. Есть во флоте вертолетного оператора и такие ВС, ресурс которых по решению комиссии был продлен до 41 года. И эти машины-трудяги, по словам Озерного, продолжают эффективно выполнять свои функции.

Читайте также  "Послепродажное обслуживание — больная тема для всей российской авиации"